Запорная арматура — как появилась задвижка

Задвижка www.teharmatura.ru/ — это самый популярный тип запорной арматуры. Благодаря простой конструкции изделие удобно в эксплуатации и ремонте. Задвижки появились чуть позже своих «собратьев» — клапанов и кранов. По мере развития трубопроводных систем возникла потребность именно в таком устройстве.

Китай — родина первых в мире трубопроводов. Первоначально конструкции изготавливали из стеблей бамбука. Это были довольно примитивные сооружения.
Гораздо позже цивилизованное водоснабжение наладилось в европейских городах.
В Москве водопровод с родниковой водой появился в 1491 году. Эту самотечную технологию создали по проекту Петра Фрязина. Вода шла от источника (родник под Собакиной башней) самотеком по кирпичной трубе.

Развитие водопроводных систем для подачи воды на большие расстояния выявило потребность в крупногабаритной арматуре. В ответ инженеры предложили ту самую конструкцию — задвижку.

Первый патент на новое запорное устройство был выдан в Великобритании в 1937 году.
Современная задвижка лишь отдаленно напоминает своего предка.

Технологии окрашивания не были развиты, поэтому такая арматура мгновенно ржавела, и ее приходилось часто менять. К тому же, открывать и закрывать запорное устройство большого размера физически трудно.

задвижка

В 1958 году конструкцию модернизировали: изобрели задвижку с обрезиненным клином. Устройство плавно перекрывало поток жидкости, что исключало резкий скачок давления. Такое же постепенное открытие позволяло избегать гидроударов. Специальный шток, который прилагался к задвижке, изменил полностью технологию монтажа запорных устройств — колодцы больше не требовались.

После 1967 года кардинально поменялись технологии нанесения лакокрасочных покрытий. Это был первый шаг к успешной борьбе с коррозией.
Через 30 лет появится эпоксидное покрытие, которое защитит задвижку от ржавчины на 100%.

Наряду с клиновыми задвижками большую популярность получили шланговые. Такая конструкция необходима в экологически неблагополучных зонах, где важно исключить участки застоя жидкости в трубах.

Ручное управление сменилось на пневмо- и электроприводы.

Сегодня задвижки по-прежнему актуальны — они востребованы в системах ЖКХ, а также на объектах нефтегазовой промышленности.