Инструмент: валик с меховой шубкой; лоток для краски с отжимающей сеткой; кисть — флейц 50–80 мм; слабоклейкий бумажный скотч.

Выбор валика влияет на качество покраски иногда больше, чем сама краска. Для покраски всего обойного полотна наилучший результат достигается при работе валиком с длинным ворсом. Длинный ворс достает до «дна» рельефного рисунка обоев, короткий ворс красит только «верх» рисунка. Поролоновые валики для окрашивания не годятся, они вжимают в слой краски воздушные пузырьки, которые снижают качество покраски. Однако этими валиками можно снимать краску с «верха» рисунков. Велюровая шубка берет мало краски, а сам валик не проваливается до «дна» рисунков, таким инструментом можно окрашивать верх рельефа обоев.

Для окраски углов используются узкие кисти — флейцы или короткие (до 50 мм) валики.

Подготовка к окрашиванию. Застелите и прикройте полы, подоконники и радиаторы отопления старыми газетами или полиэтиленовой пленкой. Проклейте бумажным скотчем плинтусы (если не снимали) и пенополистирольный карниз, оберните трубы отопления, — красить трубы нам пока не нужно. Краска под бумажный скотч не затекает, а сам он легко удаляется и не оставляет следов. Удаляют скотч после загустения краски, но не дожидаясь ее полного высыхания.

Для хорошей укрывистой краски, как правило, дорогой, достаточно одного слоя окраски, более дешевой краской делают два слоя. Не очень важно, импортная это краска или отечественная, лишь бы она была настоящей, а не поддельной.

Окраска обоев. Придерживайтесь рекомендаций на банке с краской. Каждый новый слой краски должен быть нанесен только после полного высыхания предыдущего слоя. При длительных перерывах в работе стена должна быть обеспылена. Если производитель рекомендует разбавлять краску до нужной густоты, обычно это добавление 5–10% воды, перелейте краску в ведро и долейте воду. Если разбавлять краску не нужно, то просто перемешайте ее миксером или деревянной лопаткой. Процедите краску через капроновый чулок в отдельную посудину. Неиспользованную краску в банке плотно закройте крышкой, переверните банку на несколько секунд, чтобы краска внутри банки закупорила возможные отверстия и поставьте банку на хранение.

Сначала нужно плоской кистью или специальным узким валиком окрасить верхние и нижние части стен, вдоль потолка и пола, и углы стен полосами шириной около 100 мм, чтобы краем валика не испачкать угол или фриз. Окрашиваем не весь периметр стены, а частями, чтобы соблюсти основное правило маляра: «правило мокрого края». Когда мы наносим краску, она начинает подсыхать, если дать ей пересохнуть, то, нанося новую краску и частично перекрывая окрашенное, мы в месте пересечения получаем два слоя краски. Они толще одинарного слоя и переслаивание будет выделяться на основном фоне пятном. Если же окрашенный край первой полосы еще не высох, но уже загустел, то, нанося краску рядом с этим краем и «заходя» на него валиком или кистью, инструмент «поднимает» старую краску с отрывом от поверхности окраски. Для того чтобы краска ложилась ровно, без пятен более насыщенного цвета и не «наматывалась» на валик (кисть), нужно вовремя наносить свежую полосу краски, перемешивая ее со старой — «по мокрому краю». Поэтому рисовать полосы сразу по всему периметру стен нецелесообразно, вы просто не успеете «закатать» валиком всю стену до начала подсыхания краски в полосах. Лучше подкрашивать углы, места крепления розеток и выключателей, — и в других местах, где невозможно прокатить валик, — по мере того, как вы будете продвигаться к этим местам. Окрашивать нужно поочередно одну стену за другой, если работаете вдвоем, то можно красить сразу две стены, начиная от угла. Работать нужно без перерыва, пока полностью не окрасите одну стену. Потом можно отдохнуть и окрашивать следующую, опять же без перерывов.

Работайте новым валиком или смените на старом шубку. Новую шубку валика смочите в теплой мыльной воде, отожмите и еще раз сполосните чистой водой — цель: удалить выпадающие ворсинки. Берем валик и макаем его в корытце (специально продается для работы с валиком) с краской, не опускаем его в краску полностью, а именно макаем. Обычно валик намокает с одной стороны, а другой стороной его никак не повернуть — намокший край становится тяжелее. Для того чтобы смочить валик со всех сторон, раскатываем его по сетке корытца или по чистому листу линолеума, оргалита и т. д. Только не по стене! Возможно понадобится еще раз окунуть валик в краску и опять раскатать. Раскатывать нужно до тех пор, пока шубка валика полностью не пропитается краской, — валик начнет «чавкать». По мере проведения окрасочных работ эта операция повторяется при каждом наборе краски.

Если начать красить стену, не добившись равномерного заполнения валика краской, получатся непрокрасы, которые после высыхания дадут пятна. Поэтому перед каждым подъемом валика на стену надо обязательно добиться его равномерного заполнении краской. У опытных маляров это получается автоматически, а вам пока надо потренироваться. Усваивается этот прием быстро.

Далее, поднимаем валиком краску на стену и равномерно раскатываем ее. Именно равномерно, чтобы слой краски получился одной толщины. Движения валиком на стене напоминают рисование огромной буквы W, растянутой вверх и суженной с боков. Последнее движение валиком нужно направить снизу вверх, это не позволит скопиться более толстому слою краски внизу стены. Не набирая на валик краску, поворачиваем его перпендикулярно слоям нанесенной краски и растушевываем их (рис. 114). Нарисовали одну букву и растушевали, рисуем под ней другую, не отрывая валика и частично перекрывая окрашенное, не забывайте о правиле «мокрого края». Краска на стены наносится вертикальными параллельными полосами, от потолка до пола шириной примерно 700 мм. Ширина полосы может быть и уже, главное, чтобы на полосе не успевал подсыхать край краски, на который будет «заезжать» валик при покраске следующей полосы.

Рис. 114. Окраска стены валиком

Для того чтобы краска не успевала засыхать на краях полос, малярами используется нехитрый прием. Перед началом работ водорастворимыми красками поднимают влажность воздуха в помещении. Для этого за полчаса до покраски в комнату вносится таз с горячей водой, окна и двери наглухо закрываются, а радиатор отопления закрывается влажной тряпкой. Такое увеличение относительной влажности воздуха позволяет окрашивать стены практически в любой последовательности. Стены окрашивают, не опасаясь преждевременного высыхания краски и она ложится на основание ровным слоем. По окончании работ таз с водой выносят, а двери и радиатор открывают. Влажность в комнате постепенно убывает и краска высыхает. Однако важно не «переборщить» с повышением влажности, не нужно забывать, что наши обои наклеены на водорастворимых клеях — могут отвалиться.

Закончив окрашивать обои первым слоем, краске дают высохнуть и если нужно красят их вторым слоем только вертикальными мазками, а затем, после полного высыхания второго слоя, третьим слоем, велюровым валиком, выделяя рисунок. Углы прокрашивают короткими валиками или, что значительно труднее, флейцами, не «проваливая» кисть в рельеф рисунка. Если используется технология со снятием краски с верха рельефного рисунка, то краску, не дожидаясь подсыхания, снимают поролоновым валиком с частым отжимом и мытьем поролоновой шубки.

По окончании работ остаток краски процеживают через капроновый чулок. Валик, если им еще предполагается работать этой же краской, мыть не нужно. Его надо обернуть чистой сырой тряпкой и упаковать в два–три полиэтиленовых пакета. Мытье валика — перерасход краски, его нужно вымыть только по завершении работ.

При последующих ремонтах окрашивать обои можно столько раз, сколько позволит рисунок. Последняя окраска полностью выравнивает рельеф обоев.